Уильям Берроуз, Хантер С. Томпсон, Кен Кизи, Чарльз Буковски, Джек Керуак, Генри Миллер: экранизации «безбашенных» американских писателей
1. «Обед нагишом / Голый завтрак» (1991) Дэвид Кроненберг (Уильям Берроуз)
2. «Там, где бродит бизон» (1980) Арт Линсон (Хантер С. Томпсон)
3. «Страх и ненависть в Лас-Вегасе» (1998) Терри Гиллиам (Хантер С. Томпсон)
4. «Фактотум» (2005) Бэнт Хамер (Чарльз Буковски)
5. «История обыкновенного безумия» (1981) Марко Феррери (Чарльз Буковски)
6. «Тихие дни в Клиши» (1990) Клод Шаброль (Генри Миллер)
7. «Тропик Рака» (1970) Джозеф Стрик (Генри Миллер)
8. «Биг-Сур / Биг-Сюр» (2012) Майкл Поли (Джек Керуак)
9. «Ромовый дневник» (Хантер Томпсон) (2010) Брюс Робинсон (Хантер С. Томпсон)
10. «Пролетая над гнездом кукушки» (1975) Милош Форман (Кен Кизи)
1. «Обед нагишом / Голый завтрак» (1991) Дэвид Кроненберг (Уильям Берроуз)
Сумасшедшая картина артхаусного канадского режиссера, снятая по одноименному роману Уильяма Берроуза, больше похожа на сделанную под влиянием тяжелых наркотиков смесь, собственно, романа, галлюцинаций и биографии писателя. Билл Ли (Питер Уэллер) писатель, случайно убивает свою жену и подсаживается на инсектицид. Пишущие машинки превращаются в тараканов, а насекомые ведут войну в Интерзоне... Позвольте Дэвиду Кроненбергу взять вас в этот трип/психоз под фриджазовый саундтрек Орнетта Коулмана.
2. «Там, где бродит бизон» (1980) Арт Линсон (Хантер С. Томпсон)
Фильм основан на нескольких автобиографических романах основателя гонзо-журналистики Хантера С. Томпсона, включающих «Fear and Loathing on the Campaign Trail '72», «Большая охота на акул» и «Страх и отвращение в Лас-Вегасе». История о приключениях «безбашенного» журналиста Хантера Томпсона (Билл Мюррей) и его поверенного Оскара Акоста (Питер Бойл), которого все зовут Ласлоу. Томпсон пытается описывать турнир «Супер Боул» и президентские выборы 1972-го года в своем обычном состоянии под воздействием наркотиков и алкоголя, но ему постоянно мешает его еще более странный друг Ласлоу.
3. «Страх и ненависть в Лас-Вегасе» (1998) Терри Гиллиам (Хантер С. Томпсон)
Совершенно чумовая, динамичная, сумасшедшая история о двух приятелях — журналисте Рауле Дюке и и его адвокате — докторе Гонзо, пустившихся в психоделическую погоню за «Американской Мечтой», которой, на самом деле, уже давно не существует. Их главная цель — статья для журнала о местной гонке «Минт 400», но путешествие быстро превращается в психоделический трип, оба проходят через наркотический бред и ужасающие галлюцинации. Обзор «Минт 400» ввиду непогоды и отсутствии интереса у рецензента оборачивается полным провалом. Вместо этого Дюк и Гонзо отправляются в казино «Bazooko Circus»...
Сумасшедшая игра Джонни Деппа и Бенисио Дель Торо, очень красочная операторская работа и безумный сценарий, основанный на бредовой книге Хантера Томпсона о двух представителях «поколения вечных калек и падших искателей». Мастерски экранизировать это произведение, передать как художественную и юмористическую, так и философскую стороны смог бы далеко не каждый режиссер.
4. «Фактотум» (2005) Бэнт Хамер (Чарльз Буковски)
Фильм норвежского режиссера Бента Хамера, снятый по одноименному роману американского писателя Чарльза Буковски совместно с французскими кинематографистами.
Генри «Хэнк» Чинаски (Мэтт Диллон) меняет работу с такой легкостью, что сам не успевает запомнить, где он работал неделю назад. Его жизнь в постоянном алкогольном угаре, с такой же, как и он, подругой, со стороны может показаться кошмарным сном, если бы это не был сознательный выбор главного героя — прототипом которого послужил Чарльз Буковски. Хэнк сознательно не хочет ничего менять, превращая каждый день своей жизни в некую проверку на прочность, осознавая свое одиночество как подарок богов. Он пишет рассказы, отсылая их без особых шансов быть напечатанным.
5. «История обыкновенного безумия» (1981) Марко Феррери (Чарльз Буковски)
Еще один экранизация Чарльза Буковски. Кинофильм Марко Феррери, созданный по мотивам рассказов Буковски из сборника «Эрекции, эякуляции, эксгибиции и вообще истории обыкновенного безумия» (1972).
Чарльз Сёркинг (Бен Газзара) — опустившийся поэт, который черпает вдохновение из алкоголя и общения с женщинами. Он обитает в самом злачном районе Лос-Анджелеса и имеет множество случайных любовных связей. Только одна из них, с проституткой Кэсс (Орнелла Мути), пробуждает в нем по-настоящему глубокие чувства. Кэсс испытывает удовольствие от самоистязания, и после безумного любовного приключения в поэте пробуждаются неизведанные им эмоции.
Гениальная, будоражащая картина, формально сделанная как история любви, от которой делается сладко и тревожно, и кажется, что все может произойти, все возможно, стоит только захотеть. Один из самых тонких и поэтичных фильмов мирового кино. Гран-При в Сан-Себастьяне.
6. «Тихие дни в Клиши» (1990) Клод Шаброль (Генри Миллер)
Фильм французского режиссера Клода Шаброля, в основу которого положен одноименный автобиографический роман Генри Миллера, посвященный его сексуальным похождениям в Париже в начале 1930-х годов. Роман дал блестящее описание исторической эпохи, атмосферы и нравов города того времени. По сюжету, молодой американский писатель (Эндрю Маккарти), бежит в Париж от скуки Нью-Йорка, рассчитывая одновременно написать там эссе о Марселе Прусте. В Париже он знакомится с фотографом и вместе с ним посещает дорогие бордели, модные рестораны, коктейли и вечеринки, погружаясь в атмосферу эротического декаданса с его богемным образом жизни...
7. «Тропик Рака» (1970) Джозеф Стрик (Генри Миллер)
Экранизация знаменитого романа Генри Миллера «Тропик Рака», находящегося долгие годы под запретом. Описанная в нем история считалась безнравственной и выходила за рамки допустимых в американском обществе норм, в связи с этим роман не публиковался в течение тридцати лет. Главным героем фильма является сам Генри Миллер. Он живет в Париже двадцатых-тридцатых годов прошлого века. Это история любви и ненависти, творчества и безумия, феерическая полифония возвышенного и земного, смесь тонкой стилистики и физиологичности деталей. Это судьба писателя в пораженном раковой опухолью мире...
8. «Биг-Сур / Биг-Сюр» (2012) Майкл Поли (Джек Керуак)
Экранизация одноименного романа одного из важнейших представителей литературы битников — Джека Керуака. Неожиданная слава и саморазрушающий образ жизни захватили сознание и тело писателя в следствии беспрецедентного успеха его новаторского романа («На дороге»). Когда-то красивый литературный диссидент и герой поколения битников, теперь Керуак, разрушенный алкоголем и наркотиками, видит только остаток самого себя. Выглядящий старше своих лет и измученный неуверенностью в себе, подвергая сомнению свой талант и веру, он переезжает из Нью-Йорка в Калифорнию в поисках спасения и селится в прибрежном коттедже в малонаселенном районе под названием Биг-Сюр. Что происходит с ним в эти три роковые недели августа 1960 года?...
9. «Ромовый дневник» (Хантер Томпсон) (2010) Брюс Робинсон (Хантер Томпсон)
Экранизация одноименного романа гонзо-журналиста Хантера С. Томпсона. Действие фильма происходит в 60-е годы в Пуэрто-Рико. Главный герой Пол Кэмп (Джонни Депп) — пьющий писатель, которому в Нью-Йорке не удалось завершить и продать ни одной книги, поэтому он решает перебраться в Сан-Хуан и устроиться журналистом в местную газету. Перед собеседованием он просыпается в номере гостиницы с тяжелейшим похмельем и притворяется при общении с редактором газеты, что у него конъюнктивит. Хотя редактор догадывается, что послужило причиной этого «конъюнктивита», он все же принимает его на работу.
10. «Пролетая над гнездом кукушки» (1975) Милош Форман (Кен Кизи)
Подобно многочисленным громким событиям, связанным с именем «веселого проказника» Кена Кизи, его первая книга «Над кукушкиным гнездом» создала много шума в литературной жизни Америки. Кизи был признан талантливейшим писателем, а роман стал одним из главных литературных произведений движений битников и хиппи. Одноименная экранизация Милоша Формана произвела мощный эффект не только в узких кругах субкультурного толка, но и на самую разнообразнейшую публику. Случилось это, пожалуй, благодаря расширительной трактовке режиссером исходной ситуации, когда вместе с героем фильма Рэндлом МакМёрфи, который не желает отправляться в тюрьму и поэтому симулирует признаки безумия, мы попадаем в сумасшедший дом, оказывающийся своеобразной моделью общества.
«Пролетая над гнездом кукушки» — второй фильм в истории мирового кинематографа, завоевавшим «Оскар» в пяти самых престижных номинациях, что ранее удавалось только картине «Это случилось однажды ночью». Такую же «Большую пятерку» ему удалось взять в пяти номинациях на «Золотой глобус» — единственный раз в истории кино. Потрясающая роль Джека Николсона. Критика высоко оценила режиссуру и актерскую игру, признав фильм одним из важнейших событий «новой волны» американского кинематографа 1970-х годов.